В течение многих лет Норвегия была зависимой страной, ею управляли короли, восседавшие на тронах Копенгагена и Стокгольма. В результате чего, самостоятельное ее развитие как в экономическом, так и в культурном плане, сильно задерживалось. Именно поэтому в Норвегии так мало монументальной архитектуры и преобладают в основном народные мотивы.
Читать дальше. Осторожно, большие фотографииВ силу географических особенностей страны, в ней не могло развиваться крупное землевладение, и норвежские крестьяне оставались лично свободными. Пахотных земель не было, но был лес. Широкий доступ к высококачественной древесине подарил Норвегии традиционное строительство из дерева. И до сих пор норвежцы предпочитают использовать для строительства своих домов именно этот проверенный временем материал.
В период раннего средневековья выработался традиционный вид крестьянского жилища, в основе которого лежал сруб с галереями стоечных конструкций.
Полы делались из битой глины с примесью волоса. Первоначально в домах устраивались открытые очаги, дым от которых выходил через отверстие в крыше. В середине 11 века появляются сложенные из камня печи. В 13 веке впервые упоминается дымовая труба, однако широкое распространение она получила только после 1600 года. Крыши настилались торфом, уложенным по бересте, иногда были деревянными. Для доступа света и воздуха прорубались небольшие отверстия в стенах и крышах. Дома украшались искусной резьбой, в которой преобладали растительные и животные мотивы, геометрический орнамент.
Рядом с жилыми домами располагались хозяйственные постройки. Жилища знати отличались от крестьянских лишь своими размерами.
Каменные жилые постройки того времени сохранились лишь в очень небольшом количестве.
Принятие христианства позволило стране приблизиться к европейской культуре и традициям, в том числе и в архитектуре. Каменные сооружения, господствующие в Европе, начали появляться и в Норвегии.
Одним из ранних памятников является архиепископский дворец (Erkebispegården) в Тронхейме (Trondheim, также Trondhjem).
В Тронхейме также можно увидеть развалины одного из самых первых каменных замков - Сверресборга (Sverresborg i Trondheim), построенного в 1182-1183 годах.
В 1290х годах начались первые работы по созданию крепости Акерсхус (Akershus Festning) в Осло (Oslo).
Тесные связи с Англией способствовали раннему проникновению в Норвегию готических форм архитектуры. В Тронхейме Нидаросский кафедральный собор (Nidarosdomen), самый древний готический собор в скандинавских странах, был возведен на месте захоронения Св. Олава (Olav den hellige/Heilag Olav).
Возведение собора началось в 1070 году и было завершено приблизительно к 1300 году. Собор выполнен в готическом и романском стиле. Множество небольших каменных церквей было построено по всей стране, в основном в романском стиле.
Наряду с каменными строились и деревянные церкви особой конструкции. Здания строились из узких досок на четырех столбах-опорах, врытых в землю.
Такая каркасная конструкция получила название мачтовой, а церкви такого типа известны как ставкирки (stavkyrkje). На сегодняшний день в стране существует 28 сохранившихся ставкирок.
Рыбацкие поселения демонстрируют другой характерный вид деревянных построек. Набережная Брюгген (Bruggen) в Бергене (Bergen), например, состоит из ряда узких деревянных построек, обращенных коротким фасадом к гавани.
Такой тип построек сложился при немецких ганзейских купцах, у которых здесь был местный центр торговой деятельности.
Архитектурные течения из других районов мира почти никак не отразились на норвежских постройках. Тем не менее, некоторые из них наложили свой отпечаток, как например, вдохновленное стилем барокко поместье барона Розендала (Barony Rosendal)
и особняк в стиле рококо в Бергене, известный как Дамсгорд (Damsgård hovedgård).
В начале XX века норвежские архитекторы, стремясь создать национальную архитектуру, черпали вдохновение в народном зодчестве. Когда город Олесунн (Ålesund) сгорел в 1904 году, он был тут же восстановлен в стиле Арт Нуво (Югендстиль).
1930-е годы, когда господствовал функционализм, стали периодом расцвета норвежской архитектуры, но только в последние десятилетия норвежские архитекторы действительно добились международного признания.
@темы:
фанатения,
скандинавское