Залазурен небосклон
И прозрачной светлой далью
Обведён со всех сторон.
~♣~♣~♣~Облака отполоскало
Чистым ветром добела,
Словно перья разбросало
Из лебяжьего крыла.
Вот, на вербу сев, синица,
Вбок головку повернёт,
В небо глянет, подивится:
До чего ж оно синё!
По двору гуляет кочет -
Златохвостый, молодой -
И румяной лапкой топчет
Землю с талою водой
В крапинках овсяной крупки...
Яркий свет и гомон птиц...
По ручью плывут скорлупки
Пёстрых крашенок-яиц:
Алых, кубовых, морковных,
Густо-желтых, как шафран,
Расписных пунцовых - словно
Дивный флот из дальних стран.
Из-под снежной белой корки,
Жарким солнцем накалясь,
По низинам и пригоркам
Пробуждается земля,
Млея, дышит тёплым паром
В ожиданье бороны, -
Благодатная Остара,
Становление весны.

Остара - весеннее равноденствие (20-21 марта).
Праздник связан с весной, пробуждением земли, первыми травами и цветами, первым сокодвижением деревьев, первыми ростками на полях, началом сельскохозяйственных работ.
В это же время у славян начинались заклички весны, дети пели веснянки.
БогиняБогиня, известная как Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Аустрон, Аусос, была богиней рассвета и плодородия у северных европейских народов, и ее имя происходит от архаичного слова, обозначающего весну – «eastre». Считается, что ее имя имеет общие корни с именами Астреи, Астарты, Астхик (Армения), Атаргатис, Иштар, Ашторет и Эос., таким образом получая ассоциации с утренней зарёй, восточным направлением, началом и планетой Венера.
Крашеные яйцаКак символ весеннего и осеннего равноденствий, яйцо является символом солнца, воскрешения из мертвых, начала, круговорота и цикличности жизни. Традиция окрашивать яйца появилась давно, и была связана с тем, что окрашенное, небывалое яйцо может содержать в себе что угодно… а точнее, что нарисуют. Имело значение все – от цвета до самого рисунка. Различают аграрные крашенки и писанки – на которых изображались семена, ростки, снопы и т.д., вплоть до символического отображения всего цикла полевых работ, погребальные - где рисовались знаки богатства, изобилия и довольства – той жизни, которую должен был получить усопший. Поминальные – с символами плодородия – способ донести до мертвых предков то, что род их жив и процветает. На яйцах-жертвах богам, несущим религиозно-ритуальное значение, изображались три мира с населяющими их животными и божествами, хляби небесные, дождевые потоки и так далее.
ЦветаЦвета Остары – зелёный, белый, нежно-желтый, светло-лиловый, сиреневый – именно такого цвета и выбираются свечи. Цветы выбираются преимущественно из луковичных, а также первоцветы, маргаритки, мать-и-мачеха. Цветы выбирают белые, желтые, сиреневые, красных обычно избегают. Еще алтарь украшают заранее взятыми в дом и распустившимися ветками, в том числе и вербой. Направление обращения при ритуале на восток. Акцент на природу и растения, на завершение одного цикла и начало нового.
РецептыПища выбирается лёгкая, из мяса – только крольчатина или зайчатина. Преимущественно рыба, яйца, овощи и зелень. Выпечка – хлеб с травами, печенье, кексы, «жаворонки», лепешки.
Венок Остары:
Для теста:
500 гр. муки
30 гр. дрожжей (тут имеются в виду сырые дрожжи)
1/4 литра молока
50 гр. масла или маргарина.
1 яйцо
1 ч. ложка соли
Пряная смесь:
1 ч.ложка паприки
Перец
Мускатный орех
2 пучка свежих пряных трав. Годится петрушка, шнитт-лук, розмарин, тимьян, кервель...
Для обмазки:
1 желток, 1 ст. ложка молока.
Приготовление:
Муку тщательно просеять в миску. Дрожжи раскрошить в середину, добавить немного тепловатого молока и сахару, чтобы смесь начала бродить, размешать. Оставить опару минут на 20.
Добавить оставшееся молоко, размягченное масло, яйцо, соль. Пряности смешать с мелко рубленой зеленью, вложить в тесто и хорошо вымесить до гладкости.
Тесто делим на 2/3 и 1/3. Большую часть раскатываем на три жгута длиной 40 см, из меньшей части - тоже три жгута, но уже тридцатисантиметровой длины. Сплести две косы, свернуть в кольца, большую выложить на смазанный маслом противень, меньшую - на нее, склеив их между собой небольшим количеством воды.
Желток размешать с молоком, и полученной смесью обмазать венок.
Печь при температуре 180 градусов от 30 до 45 минут.
«Жаворонки»
Пекутся из обычного дрожжевого или сдобного дрожжевого теста. Перед формовкой тесто разделяется на шарики – на одного «жаворонка» каждый. Далее следующим образом:
1. «Сидящие жаворонки». Шарик раскатывается в длинную колбаску, надо завязать ее узлом. У верхнего конца сформировать носик, хохолок, сделать глазки из изюмин или цукатов. Нижний конец – расплющить пальцами и несколько раз надрезать, чтобы сформировать пёрышки на хвосте. Этих жаворонков можно сделать повкуснее, если сначала предназначенный для него колобок теста широко раскатать, помазать, как на плюшки, маслом и посыпать сахаром, корицей, маком, мелко дроблеными орешками и пр.
2. «Летящие жаворонки». Тесто раскатать в колбаску покороче, на одном конце сформировать клюв и глаз (один, это «вид сбоку»), а примерно 2/3 длины колбаски расплющить пальцами, стараясь, чтобы ширина была больше длины. Расплющенная часть надрезается на 2 части, на обеих формуется бахрома перьев, нижнюю часть загибают наверх, формуя крыло.
Творожные шарики с травами
250 граммов творогу двадцатипроцентной жирности
100 граммов размягченного масла
2 ст. ложки жирных сливок
2 чайных ложки соли, смешанной с сухими травами
1 чайная ложка горчицы.
Все ингредиенты вымесить в гладкую массу и слегка охладить.
Травы (петрушка, укроп, шнитт-лук, розмарин и т.д.) порубить в отдельной миске. Можно использовать смесь сухих и свежих трав.
Из творожной массы формировать маленькие шарики и обваливать в рубленой зелени. Выложить на тарелку, сразу подавать.
@темы: язычество, я не верил в богов, но боги в меня верили, традиции, обряды, скандинавское, праздники, религиозное