Язычники/Христиане/Церковь/РимЯзычники высмеивали библейские сказания, слова Христа и догматы новой веры. Они насмехались над рассказом о пророке Ионе, о творении мира, Ноевом ковчеге, посланном из него голубе; смеялись над «богом с ослиной головой», которому, как они думали, поклонялись христиане, и карикатурные изображения которого разные бездельники рисовали углем на стенах; смеялись над верными, их именами, их мучениями; толпа, издевавшаяся над ними в трибуналах, даже во время казни потешалась, глядя на их муки.
Над христианами издевались за их веру в славную жизнь, за их надежду на небесную награду, которую они заслужили, претерпевая бичевания, за их безумное ожидание венца после того, как падет голова. Говорили со смехом о последнем суде, о будущем воскресении мертвых, осыпая христиан по этому поводу странными и коварными вопросами: «Будут ли тогда все одного роста и одинаково тощи или толсты? Воскреснут ли люди для жизни вечной со всеми своими физическими недостатками? Кому будет принадлежать тело человека, съеденное другим человеком? Вернутся ли нам также и наши волосы, в исполнение сказанного: "И ни один волос с головы вашей не погибнет"?».
© Э.Ле Блан."Очерки Римской школы"
Когда Римская империя рухнула, церковь осталась незыблемой, поддерживаемая своими собственными силами и готовая теперь в свою очередь принять на себя руководство обществом.
Впрочем, ее торжество не было ни в коем случае торжеством свободы совести. С тех пор как церковь вступила в союз с государством, в ней самой произошла очень важная перемена: Традиции свободы вдруг были преданы забвенью и вскоре исчезли; и общество сразу же вошло во вкус непреложных правил и абсолютных догматов. Вера определилась, сузилась, наложила руку даже на вопросы второстепенные; свободу больше не стали терпеть. Критическое отношение не одобрялось, а свободный выбор мнений (ересь от греч. слова саресо - выбираю) стал предметом осуждения, и даже самое слово, обозначавшее этот выбор, сделалось бранным. Из-за невозможности иметь свободную веру пришлось довольствоваться верой принудительной; повиновение и дисциплина заняли место в первом ряду христианских добродетелей.
С другой стороны, Империя стала покровительствовать христианству, как раньше она покровительствовала древним культам, т. е. пуская в ход нетерпимость. Она издавала законы, для того чтобы заставить людей верить. Как только арианство было осуждено епископской властью, мы видим, что Феодосии тотчас же своим указом Cunctos populotf делает для всех обязательным православное учение. Еретикам государи грозят все новыми и новыми наказаниями: сначала ссылкой, потом конфискацией имущества, наконец, смертью. Преследования христиан сменились преследованиями язычников и еретиков.
© Фюстель де Куланж."Вторжение германцев и закат Римской империи"