16.05.2010 в 14:14
Пишет _Akaba_:Сбор подписей на Sborgolosov.ru
Здесь идет сбор подписей против закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения".
о законеВ "имущество" входят и уникальные памятники архитектуры(зачастую занятые музеями) и музейные коллекции искусства.
12 тысяч зданий и сотни тысяч предметов искусства могут быть переданы церкви в ближайшее время.
Например Новодевичий монастырь уже передан РПЦ, филиал Русского музея выселен в заводское помещение.
Главное здание Литмузея располагается в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря на Петровке. Его планируют переселить в Питербург.
В регионах не так церемонятся - ряд музеев просто выкинут на улицу, а работников музея, пытавшихся противодействовать разгулу РПЦ, уволили с весьма непрозрачными намеками.
Проблема №1 — разрушение музейных коллекций.
Возврат храмов под юрисдикцию РПЦ начался еще в начале 90-х. Именно тогда Ельцин решил, что настало время вернуть все долги церкви. И понеслось: громкие, скандальные истории по возврату храмов и монастырей, на территории которых располагались уникальные музеи и хранилища. Клубок противоречий между церковниками и музейщиками затянулся в тугой узел. Шли годы, и все понимали: законодательной базы для дальнейшего перемещения ценностей категорически не хватает. В недрах власти размышляли о том, как бы технологию процесса возврата храмового добра усовершенствовать. И нате вам: в первых числах января вдруг выяснилось, что концепция новенького законопроекта уже почти готова.
Но штука в том, что для музейного сообщества это стало полной неожиданностью. Если закон все же подготовят и он вступит в силу, то неизбежно изъятие из государственных хранилищ — музеев, библиотек — всего, что касается церковной тематики. И искусствоведов эта новость совсем не порадовала. Еще бы: это приведет к разрушению коллекций.
Лев Лифшиц: “Главная причина — существует неписаное правило: только когда вещей много, они начинают как бы делиться информацией. Методами сравнения, сопоставления ученые делают выводы, где был создан предмет, в каком веке. Разрушите коллекции — потеряете это знание”.
Проблема №2 — сохранность.
Если допустить тот факт, что предметы искусства вытащат из музейных хранилищ и установят в храмах для совершения богослужений, напрашивается вопрос: существует ли в РПЦ служба хранения ценностей, построенная по музейному принципу?
Адольф ОВЧИННИКОВ, художник-реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря:
- В РПЦ нет ни намека на профессиональную службу хранения. Иконы там погибают. А то, что напортачат церковники, нам, реставраторам, приходится переделывать годами.
А принцип музейной сохранности такой: ежедневно в помещении, где хранятся предметы искусства, контролируется температурный режим. Хранители и реставраторы-врачеватели осматривают предметы, и не дай Бог обнаружится хотя бы минимальное изменение цвета на миллиметровом участке, к примеру, иконы...
Сегодня почти во всех церквах лампады горят так близко к иконам, что просто обжигают их. Но мысль расположить лампадки чуть дальше от образов старостам или священникам в головы не приходит. К тому же с каждым открытием храмовой входной двери происходят мощные забросы зимой холодного, а летом теплого воздуха — а это катастрофа и для самих икон, и для расписанных стен. При этом отсутствуют нормальные системы вентиляции. В большинстве храмов используют парафиновые свечи, в результате горения которых образуется огромный слой копоти.
Пример: реставрационные работы на фресках Андрея Рублева в Звенигороде в церкви Успения на Городке последний раз производились в начале 90-х годов. Прошло без малого двадцать лет, и на сегодняшний день от реставрации не осталось и следа — это черная живопись.
Методы РПЦ, используемые при хранении культурных и исторических реликвий.
Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Ивановна Аксенова:
В 90-е годы музей передал церкви 18 храмов в отличном состоянии. Часть из них сейчас в запустении и не действуют.
Самый вопиющий случай халатности связан с иконой ХII века Боголюбской Божьей Матери. На реставрацию реликвии ушло 19 лет. Ее передали церкви вместе с подробными инструкциями содержания. Специально купили витрину с регулируемым температурным режимом. И что же?
— Витрина была снабжена четырьмя обогревателями, — рассказывает Алиса Ивановна. — Матушка подумала, что больно много электроэнергии уходит, и продала одну батарею. Другую вообще потеряли. Потом поменяли пол, не посоветовавшись с нами, и нарушился воздушный обмен. Теперь икона опять вернулась к нам. На ней появилась плесень, и мы отдали ее в центр реставрации Грабаря. Получилось, все, что восстанавливали годами, за небольшой срок с легкой руки было перечеркнуто.
Реакции властей:
Николай СВАНИДЗЕ, член Общественной палаты: “Вопрос о передаче церковных ценностей возник давно — и, думаю, он обсуждался на самых разных уровнях. Сегодня отношения между патриархом и Кремлем очень хорошие, и поэтому на данную инициативу Святейшего власть отозвалась положительно. Почему не учитывают мнения музейщиков? Давайте здесь не будем кокетничать и ответим на вопрос: а кто политически сильнее — РПЦ или музейное сообщество? Ответ, думаю, очевиден...”
Путин продолжает подписывать законопроекты о передаче РПЦ архитектурных ценностей.
Напомню, что до этого дня, РПЦ уже три раза обращалась к Русскому музею с желанием заполучить "Троицу" Андрея Рублева. Троица - икона домонгольского периода, подобных икон осталось не более двадцати.
Распространение приветствуется
URL записиЗдесь идет сбор подписей против закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения".
о законеВ "имущество" входят и уникальные памятники архитектуры(зачастую занятые музеями) и музейные коллекции искусства.
12 тысяч зданий и сотни тысяч предметов искусства могут быть переданы церкви в ближайшее время.
Например Новодевичий монастырь уже передан РПЦ, филиал Русского музея выселен в заводское помещение.
Главное здание Литмузея располагается в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря на Петровке. Его планируют переселить в Питербург.
В регионах не так церемонятся - ряд музеев просто выкинут на улицу, а работников музея, пытавшихся противодействовать разгулу РПЦ, уволили с весьма непрозрачными намеками.
Проблема №1 — разрушение музейных коллекций.
Возврат храмов под юрисдикцию РПЦ начался еще в начале 90-х. Именно тогда Ельцин решил, что настало время вернуть все долги церкви. И понеслось: громкие, скандальные истории по возврату храмов и монастырей, на территории которых располагались уникальные музеи и хранилища. Клубок противоречий между церковниками и музейщиками затянулся в тугой узел. Шли годы, и все понимали: законодательной базы для дальнейшего перемещения ценностей категорически не хватает. В недрах власти размышляли о том, как бы технологию процесса возврата храмового добра усовершенствовать. И нате вам: в первых числах января вдруг выяснилось, что концепция новенького законопроекта уже почти готова.
Но штука в том, что для музейного сообщества это стало полной неожиданностью. Если закон все же подготовят и он вступит в силу, то неизбежно изъятие из государственных хранилищ — музеев, библиотек — всего, что касается церковной тематики. И искусствоведов эта новость совсем не порадовала. Еще бы: это приведет к разрушению коллекций.
Лев Лифшиц: “Главная причина — существует неписаное правило: только когда вещей много, они начинают как бы делиться информацией. Методами сравнения, сопоставления ученые делают выводы, где был создан предмет, в каком веке. Разрушите коллекции — потеряете это знание”.
Проблема №2 — сохранность.
Если допустить тот факт, что предметы искусства вытащат из музейных хранилищ и установят в храмах для совершения богослужений, напрашивается вопрос: существует ли в РПЦ служба хранения ценностей, построенная по музейному принципу?
Адольф ОВЧИННИКОВ, художник-реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря:
- В РПЦ нет ни намека на профессиональную службу хранения. Иконы там погибают. А то, что напортачат церковники, нам, реставраторам, приходится переделывать годами.
А принцип музейной сохранности такой: ежедневно в помещении, где хранятся предметы искусства, контролируется температурный режим. Хранители и реставраторы-врачеватели осматривают предметы, и не дай Бог обнаружится хотя бы минимальное изменение цвета на миллиметровом участке, к примеру, иконы...
Сегодня почти во всех церквах лампады горят так близко к иконам, что просто обжигают их. Но мысль расположить лампадки чуть дальше от образов старостам или священникам в головы не приходит. К тому же с каждым открытием храмовой входной двери происходят мощные забросы зимой холодного, а летом теплого воздуха — а это катастрофа и для самих икон, и для расписанных стен. При этом отсутствуют нормальные системы вентиляции. В большинстве храмов используют парафиновые свечи, в результате горения которых образуется огромный слой копоти.
Пример: реставрационные работы на фресках Андрея Рублева в Звенигороде в церкви Успения на Городке последний раз производились в начале 90-х годов. Прошло без малого двадцать лет, и на сегодняшний день от реставрации не осталось и следа — это черная живопись.
Методы РПЦ, используемые при хранении культурных и исторических реликвий.
Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Ивановна Аксенова:
В 90-е годы музей передал церкви 18 храмов в отличном состоянии. Часть из них сейчас в запустении и не действуют.
Самый вопиющий случай халатности связан с иконой ХII века Боголюбской Божьей Матери. На реставрацию реликвии ушло 19 лет. Ее передали церкви вместе с подробными инструкциями содержания. Специально купили витрину с регулируемым температурным режимом. И что же?
— Витрина была снабжена четырьмя обогревателями, — рассказывает Алиса Ивановна. — Матушка подумала, что больно много электроэнергии уходит, и продала одну батарею. Другую вообще потеряли. Потом поменяли пол, не посоветовавшись с нами, и нарушился воздушный обмен. Теперь икона опять вернулась к нам. На ней появилась плесень, и мы отдали ее в центр реставрации Грабаря. Получилось, все, что восстанавливали годами, за небольшой срок с легкой руки было перечеркнуто.
Реакции властей:
Николай СВАНИДЗЕ, член Общественной палаты: “Вопрос о передаче церковных ценностей возник давно — и, думаю, он обсуждался на самых разных уровнях. Сегодня отношения между патриархом и Кремлем очень хорошие, и поэтому на данную инициативу Святейшего власть отозвалась положительно. Почему не учитывают мнения музейщиков? Давайте здесь не будем кокетничать и ответим на вопрос: а кто политически сильнее — РПЦ или музейное сообщество? Ответ, думаю, очевиден...”
Путин продолжает подписывать законопроекты о передаче РПЦ архитектурных ценностей.
Напомню, что до этого дня, РПЦ уже три раза обращалась к Русскому музею с желанием заполучить "Троицу" Андрея Рублева. Троица - икона домонгольского периода, подобных икон осталось не более двадцати.
Распространение приветствуется